В каждом городе, а порой и в крупных сельских населённых пунктах, есть учреждения, работники которых, словно терпеливые домработники и домработницы, ежедневно убирают за неприученными к порядку «детьми» мусор, моют испачканные стены, ремонтируют поврежденные предметы.
В Калининграде таким муниципальным учреждением является МБУ «Чистота». Сегодня это автоматизированное и механизированное предприятие, на котором трудятся более тысячи работников. Но таким оно было не всегда.
История его становления и развития коренным образом отличается от аналогичных предприятий в других регионах России. Ведь там, даже в послевоенные годы, пусть разрушенные, но всё же были базисные основы для восстановления деятельности, была инфраструктура, какая-никакая техника. В Калининграде не было ничего.
Давайте вместе пройдёт этот трудный путь становления и развития. Начнём со дня образования – 12 мая 1947 года.
Давайте вспомним, что это было за время. На рубеже 1947 - 1948 гг. окончательно завершилось создание органов управления новой советской областью на конституционной основе. В мае 1947 года был образован Калининградский городской исполнительный комитет, а в декабре проведены первые выборы в местные Советы.
Улицы Калининграда, 1947 год / фото предоставлено Государственным архивом Калининградской области
Вот как рассказывает о том периоде заместитель начальника конторы по очистки города и начальник автомобильного и гужевого транспорта, а позднее - управляющий Калининградским трестом Зелёного хозяйства Алексей Николаевич Талызин, который прибыл в Калининград летом 1947 года.
Алексей Николаевич Талызин
- Вокзала не было. Был какой-то полуразрушенный барак, именуемый вокзалом и страшные следы войны вокруг него. Транспорт не ходил, и по разрушенным улицам мне пришлось пешком добираться до временного жилья (теперь это улица Чекистов). Родственник жены П.А. Лебедев предоставил нам одну из комнат, где мы и поселились. Он в то время был руководителем конторы очистки города и уговорил меня занять должность его заместителя и начальника автомобильного и гужевого транспорта. Хотя ни автомобилей, ни лошадей в наличии ещё не было.
На улице Бассейной для размещения конторы нам выделили дом без окон и дверей, который мне пришлось восстанавливать. В нашей конторе работали в основном немцы, точнее, немки. Они убирали завалы с основных городских магистралей. Неразорвавшиеся мины, снаряды, гранаты просто скидывали в воронки или в водоёмы. Удивительно, что никто из людей не подорвался. Сами управлялись, без всякой техники безопасности.
Фото предоставлено Государственным архивом Калининградской области
7 ноября 1947 года наступил праздник Великой Октябрьской социалистической революции. Хоть время было голодное - всё равно к нему готовились. В канун праздника облисполком преподнёс нашей конторе «подарочек» в виде четырёх полуживых коняг: кожа да кости. На улице морозно, помещения для лошадей нет. А самое страшное - нет кормов. Мы пытались доказать тем людям, которые пригнали этих коней, что никак не можем их принять. Однако, они не стали нас слушать, а просто привязали бедных животных к забору и ушли.
Сейчас, когда прошло много лет, этот эпизод вызывает усмешку, а тогда это была трагедия: ведь гибель лошадей привела бы меня с начальником на скамью подсудимых. Надо было что-то делать, чтобы спасти животных. Из разных подручных материалов устроили «конюшню», где лошадей хоть укрыли от морозов и ветров. Двух лошадей пришлось даже привязать на верёвки: от голода они не могли стоять на ногах. Ведь главное - надо их кормить, а кормить нечем и купить корма негде. Но свет не без добрых людей!
Я всегда с чувством большой благодарности вспоминаю директора подсобного хозяйства катушечной фабрики Ивана Пеньковского. Он для своей живности заготовил некоторое количество сена, которым поделился с нами. На какое-то время падёж лошадям не грозил. Потом удалось получить отходы мукомольной фабрики, так называемой лузги. Одна из лошадок - мы назвали её Буланкой - прежде других встала на ноги. Запрягли её в самодельную тележку, и она с одним из молодых немцев стала возить мучные отходы. Наши лошади начали поправляться, набирать тело. А наступившая весна позволила выгнать их на близлежащий луг, где они щипали травку.
В общем, наши лошадки стали первым гужевым транспортом, которым мы вывозили мусор с улиц и с предприятий. Со временем наш парк стал пополняться: появился трофейный автомобиль «Форд», потом новый «ЗИС», два «Газика», две автоцистерны и другое. Контора очистки стала выполнять большие объёмы работ по вывозке мусора и нечистот.
Прошли годы, и из скромной конторы появилось мощное хозяйство - сейчас оно называется: МБУ «Чистота».
По материалам НИА-КАЛИНИНГРАД